Всероссийский конкурс научно-технологических проектов «Большие вызовы»
На региональном треке будут представлены следующие направления :
1. Агропромышленные и биотехнологии Качество пищи — ключевой вопрос продовольственной безопасности. Поэтому необходимы простые диагностические системы и тесты, которые позволят быстро оценить качество продуктов питания. И это еще одно огромное поле для исследований и творчества. Участники конкурса могут исследовать параметры роста растений (скорость прохождения стадий, прирост массы, увеличение размера) и факторы, влияющие на него, а затем провести необходимые эксперименты.
2. Беспилотный транспорт и логистические системы, Один из примеров проекта, который школьники могут создать в рамках конкурса, — разработка системы отслеживания беспилотных аппаратов в реальном времени. Такая система будет включать в себя передатчик, устанавливаемый на коптер, приемную станцию, программное обеспечение с картой, на которой отображается путь, проделанный беспилотным аппаратом. Польза от такой разработки очевидна: беспилотные устройства подлежат обязательной сертификации, а значит, необходима система автоматизированного учета существующих аппаратов. Этот и другие проекты школьники смогут реализовать в рамках этого направления.
3. Большие данные, искусственный интеллект, финансовые технологии и машинное обучение. Один из примеров системы, которую можно сделать в рамках конкурса, — создать алгоритм, рекомендующий фильмы, музыку и литературу конкретному пользователю, на основе оценок, которые поставили другие пользователи этого сервиса. Алгоритм сравнивает их и делает предсказание, какую оценку фильму поставил бы этот пользователь, если бы его посмотрел. Алгоритм может использовать информацию с популярных сайтов, таких как «Кинопоиск», IMDB, Litres или «Википедия».
4. Генетика и биомедицина Участникам конкурса по этому направлению предлагается исследовать биологическую активность организма. Примером школьного проекта может быть исследование концентрации в слюне различных ферментов, соотнесение результатов эксперимента с физиологическими данными участников эксперимента, полученными в ходе анкетирования участников, и интерпретация полученных данных.
5. Когнитивные исследования . В рамках конкурса школьники могут разработать проекты, например, по созданию научно обоснованных психологических методик, экспериментов по изучению психофизиологических особенностей восприятия информации, а также изучить эффективность передачи знаний.
6. Космические технологии Многое могут сделать и школьники, работающие на этом направлении. Создать небольшую спутниковую систему сегодня довольно просто. Школьники и студенты по всему миру запускают собственные спутники-кубсаты, принимают сигналы из космоса, делают приложения, анализирующие реальные космические снимки, и многое другое.
Отдельным ресурсом для школьных проектов может стать Международная космическая станция, которая регулярно принимает эксперименты от научных и образовательных организаций. На Земле школьники планируют научное исследование, оборудование для которого доставляется на орбиту с одним из грузовых кораблей. Проводят эксперимент уже космонавты.
Также в рамках конкурса можно создать и испытать собственный реактивный двигатель для маневрирования малого космического аппарата (кубсата). Такой двигатель способен работать по разным принципам, а программное управление уровнем тяги позволит точно ориентировать аппарат в пространстве и поддерживать его орбиту.
7. Нанотехнологии, В этом году выполняемые проекты в рамках направления «Нанотехнологии» охватывают проблемы таких отраслей, как медицина и биотехнологии, квантовые технологии, экология и современное растениеводство, современная энергетика и космос, микроэлектроника, инновационное исследовательское оборудование и системы и др. В связи с чем ежегодно Нобелевские премии присуждаются ученым за научные достижения, связанные с областью нанотехнологий.
Обучающиеся проходят путь от погружения в проблематику самого направления, освоения современных методов исследования и принципов разработок в сфере высоких технологий до решения практических задач вышеприведенных отраслей. Каждый проект направления имеет свой спектр партнеров, которые работают в реальных секторах экономики.
8. Новые материалы Одним из направлений, которому во всех промышленно развитых странах уделяется особое внимание, являются «умные» материалы, из которых изготавливаются конструкции с адаптивно изменяющимися свойствами. Разрабатываются «умные» обшивки корпусов морских судов, самоупрочняющихся лопастей вертолетов, звукопоглощающих промышленных конструкций.
Способность получать вещества и материалы с заданными свойствами — это неотъемлемое условие развития человечества. Когда у природы не хватает «фантазии» сделать продукт с нужными качествами, человеку приходится создавать его искусственно. И эти материалы и технологии их получения предстоит разрабатывать вам в недалеком будущем.
9. Освоение Арктики и Мирового океана По этим разделам школьникам предложены проекты, в результате выполнения которых будут найдены новые решения актуальных проблем освоения Мирового океана.
10. Передовые производственные технологии Выбор нового направления «Передовые производственные технологии» — это возможность встать во главе 4-й промышленной революции, погрузиться в мир технологических процессов будущего, находить и реализовывать новые возможности на стыке математики, физики, химии и биологии.
Если в вашем проекте применяются следующие технологии: аддитивные, «цифрового двойника», «интернета вещей», «зеленые», промышленной робототехники, — смело выбирайте данное направление.
11. Природоподобные и нейротехнологии Один из примеров проекта, который школьники могут вести в рамках конкурса, — создание устройства для отслеживания психофизического состояния человека по движению его зрачков. Для такого устройства понадобятся: камера, разработка корпуса и метода обработки информации. Областью применения установки могут стать профессии с высоким уровнем психофизического напряжения, исследовательские центры, медицинская диагностика.
12.Современная энергетика В рамках направления участникам предстоит исследовать работу различных источников энергии, создавать прототипы генераторов, работать с новыми материалами, конструировать накопители энергии, программировать системы управления энергетическими сетями.
13. Умный город и безопасность В рамках конкурса школьники могут создать систему управления умным домом, которая при помощи сервоприводов открывает и закрывает окна в зависимости от температуры воздуха в квартире и на улице, содержания углекислого газа и кислорода в доме.
14. Экология и изучение изменений климата. Участие в конкурсе в рамках направления обеспечивает практическое применение знаний и развитие навыков, необходимых для создания положительных изменений в экологической области. Участники конкурса становятся частью активного сообщества, работающего над устойчивым будущим для нашей планеты.
Этапы конкурса
1.«Большие вызовы» проводятся в два этапа. Для участия нужно зарегистрироваться на платформе «Сириус.Онлайн» заполни заявку и приложи свой проект. Требования к проекту и рекомендации смотрите в разделе « Участнику».
2.Отборочный подэтап обычно проводится заочно: экспертная комиссия проверяет представленные проекты. А в финальном подэтапе ты будешь очно защищать проект перед экспертами.
3.Заключительный этап
Этап проходит в два тура:
1 тур. Очное тестирование в региональном центре.
2 тур. Собеседование и защита проекта перед экспертной комиссией.
Ознакомиться более подробно с положением конкурса можно на официальном сайте https://konkurs.sochisirius.ru/about